Опубликовано в ЖЖ 1 мая 2018 года

   Судить – не твоя профессия, поэтому плохих детей для тебя нет, есть только несчастные. "Зачем ты возишься с этой дрянью?" – не раз спросят у тебя, и ответить понятно для автора вопроса ты не сможешь.
   Чинилка смог бы, он чинит всё подряд и объяснил бы, что "н-ну, м-мне т-так хочется". Это вся его выгода от врачевания, такая же у тебя, объяснить судьям ее сложно. Еще Чинилка всегда поправляет то, что упало или неправильно сдвинулось со своего места. Ему нравится, когда ничто не падает и не сдвигается неправильно со своего места.

   В мотивах врачевания ты можешь покопаться сам, они валяются где-то в области "мне не может быть хорошо, когда другому плохо". Сейчас такие внутренние установки смотрятся как нелепый атавизм, но они были у людей, и они вернутся.
   Врачевание, как инстинкт, вряд ли пригодится экстенсивному человечеству, где счастье часто заключено в беде другого, но у тебя архаичная внутренняя конструкция – с канделябрами и кариатидами, да еще и пара ручных сфинксов у входа.
   Опираясь на высшие достижения гуманистической культуры, а не оправдываясь ее низшими точками, ты часто будешь слышать от "успешных" людей о своём не современном взгляде на мир. Они будут жалеть тебя, а ты пожалей их.
   Успешные нелюди захотят иметь успешных детей и выставят тебе счёт как детоводу, но это будет редко. Чаще всего они вовсе не понимают что ты делаешь. Вот в этой точке и разберись хорошо: одни дети пойдут за тобой, другим понадобится какой-нибудь тьютор, супервайзер, etc. Не держи их сладостями самопожертвования во имя человечества, у них обратная задача, см. Карнеги, Фрейда, etc.
   У тебя другая мера успешности, но не спеши раздавать ее детям – кто захочет, тот добудет её сам.
   Чья похвала будет для тебя хулою? Чья хула будет для тебя похвалою? И есть ли похвала или выгода бо́льшая, чем результаты твоего труда? Ты открыватель и хранитель хорошего и доброго в ребенке, но ты не производишь в нем хорошее и доброе: ты открываешь и хранишь. Учишь пользоваться, согласуясь с задачами самого́ суверенного ребёнка. Если он захочет быть "успешным" в текущем социуме, он сам уйдет из твоей группы – в ней другие критерии успешности. Это – его выбор, уважай его выбор. Он измерит свою успешность "Мерседесом" и счетом в банке, ты – останешься со своими кариатидами и атлантами, они работают на общественных началах, безвозмездно.

   Благополучие и мораль несовместимы. Я видел это своими глазами в 20-м и 21-м веке, где располагалась моя жизнь. О других временах – читал. Выбор между благополучием и моралью не происходит для ребенка один раз и навсегда, он присутствует в каждом моменте его жизни. Взрослый, как и ребенок, тоже человек, и у него примерно то же самое. Тех, кто выбирает мораль, научи довольствоваться малым в повседневной жизни и добывать это малое самому и делиться с теми, у кого этого малого еще меньше. Сам уклад спортивно-туристской и рабочей группы формирует её состав: находить себе добровольные трудности для добровольного преодоления – не каждому надо. Но и внутри совершенного выбора всегда формируется множественный новый выбор, в котором ты найдешь не только попутчиков, но и друзей, а они найдут тебя.
   Чтобы жить легко, сытно и беззаботно, нужно быть пиратом, но у них другие навигаторы, и ты не из их числа. Это должно быть понятно твоим детям, но никак и никогда ты не можешь, не должен оказывать давление в их выборе.

   Труднейшая непроходимка ждет тебя там, где выбор ребенка и его родителей кардинально расходятся. Оставайся самим собой, не прогибайся, особенно когда этого ребенка насильственно заберут из группы. В этом случае ты можешь как минимум две вещи: написать песенку или быстро и долго шлёпать неизвестно куда по ночному дождливому городу.

   Глянь на досуге французский фильм "Игрушка" с Ришаром. Там не группа, но там ровно об этом.

   Когда у тебя опять спросят "зачем ты возишься с этой дрянью?" – скажи: "Чтобы она могла делать сознательный выбор".

(2018)
©Юрий Устинов 

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Комментарии