Опубликовано в ЖЖ в апреле 2018 года

    Неожиданностью для тебя может быть только "ик" и "пук". С некоторой натяжкой можно прибавить в этот список падение метеорита в костровой круг, но это случается реже. Всё остальное неожиданностью для тебя быть не может. Ты включен во всё происходящее в погоде, природе, в группе, в каждом и во всех, в рельеф, на котором вы находитесь, в социальный статус местоположения – ты нафарширован множеством идущих и бегущих процессов и всегда вовремя сделаешь то, что нужно, чтобы предотвратить внезапное.
    Пилотировать среди множества факторов – занятие вполне мужское, оно доставит тебе удовольствие.

    Сторонний человек может подумать, что ты обречен всё время находиться в напряжении, на взводе, в мышечной и прочей готовности, но – успокой его, для тебя все эти готовности – своя тарелка, пусть даже летающая.
    Такая функциональная готовность нарабатывается постепенно, но захотеть её можно сразу, если это желание обещает тебе удовольствие от включённости. Через несколько лет эта включенность станет привычным фоном, твоим неотъемлемым свойством, той незаметной необходимостью, без которой тебе не хочется обходиться.
    Слышать всё не напрягая слух, видеть всё не напрягая глаз, спокойно наблюдать внутри себя прогностическое поле смыслов и событий – твоё нормальное состояние, ничего экстремального в нём нет.

    Посреди дровяного часа ты вдруг скажешь группе: "Славка рубит опасно", и группа передаст ему твои слова, если успеет. Ты видел, что Славик ушел с "канадой" в лес, это топор с длинным особой формы топорищем, ты знаешь его звук при нормальной работе, но ты слышишь, что у Славки лезвие "отзванивает", чего не должно быть.
    Множество микротравм и даже травм можно предупредить, если видишь и слышишь, но если звук работающей на дровяном группы массово нехорош, дай команду "стоп работы!", все подойдут к тебе, и ты скажешь:
    – Многие работают опасно. Количество йода и бинтов в аптечке ограничено.
    – Поняли, – скажет группа, а ты добавь:
    – Кто хочет работать опасно – пусть сдаст инструмент. Я найду ему безопасную работу.
    Сдавать топоры и пилы никто не захочет и ты несколько минут будешь слышать как группа тюкает и хрюкает осторожно. Топор – это "тюк", а пила – "хрюк". Инструмент, которым поранился, ты не сможешь взять в руки минимум три дня, это очень долго.

    Нет отдельно морального, нравственного, физического состояния группы, это всё одно, речь можно вести раздельно лишь по поводу обученности группы.

    Обученная группа вовсе не станет пользоваться на "дровяном часе" топорами: дрова нужны сухие, а сухое дерево не рубят топором, а пилят пилой, которой всего-то лет триста, а топору – миллион лет. Зачем-то ведь её придумали. Почему-то.
    В обученной группе число всяких "вдруг" очень невелико – в огромном большинстве ситуаций ты уже можешь положиться на группу.

    Есть период развития группы, когда самые сообразительные и моторные метят себя знаком "Ш", что значит "штормовой" – всегда готовый работать в неожиданных условиях, включая экстремальные. Потом вся группа станет "штормовой", за исключением зеленых новичков, когда они есть, в горах важно не браться за то, что ты еще не умеешь делать хорошо.

    Начав одиноким сторожевым гусём над головами безнадежных оболтусов, ты продолжишь обретением сродных тебе надежных друзей, которым потом и вовсе не придется объявлять "Шторм!". В чем-то и когда-то они станут лучшими экспресс-футурологами, чем ты – придет время учиться у них.

    Группу может"штормить" из-за внутренних в ней событий и в такие непогоды тебе надо быть особенно тактичным и по-разумному нейтральным, но к третьему году жизни группы такие шторма закончатся, оставив с твоей помощью память о рывках вверх, на новые ступени общего бытия. Зрелая группа всегда ищет разрешение конфликта выше, чем лежат его причины, но всегда всех оставляй свободными: быть заложниками добра ненамного лучше, чем быть заложниками зла.
    Между этой Сциллой и этой Харибдой проведешь ваш корабль. А там уж и сирены завоют, а когда поют сирены – сам знаешь каково бывает Навигатору.

    Наверное, хорошо было бы для навигаторов детских сообществ открыть какую-то свою школу, но тебе скажут, что есть педвузы и что они давно уже выпускают социальных педагогов. Тебе объяснят, что с детьми надо справляться и что ими надо владеть. После этого объяснения ты перестанешь пытаться что-то объяснять. Ребенок в их понимании должен быть управляемым, больше ничего.

    Помню, у нас уволили одну хорошую училку за то, что она не владеет классом. А весь класс любил ее именно за то, что она им не владеет.

    Впрочем, Школу навигаторов не дадут сделать по другой причине: она стойко пахнет гражданским обществом, а это активно не приветствуется. Занявшись самоорганизацией детских сообществ, ты займешься именно им, а это непозволительная роскошь: проще и дешевле придавить людей и владеть ими, а дети – тоже люди.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Комментарии