Опубликовано в ЖЖ 24 марта 2018 года

   Познакомившись с детоводами, ты обнаружишь, что очень хочется и познакомить группу с другой группой, здесь таятся грабли, о которых я сейчас предупрежу.
   Одинаковых групп нет, даже когда их руководители (навигаторы) дружат душа в душу и сознают себя единомышленниками. При контакте группы могут травмировать друг друга своими разностями – стиля, уклада, организации, свойств, традиции, это большой список, ты можешь составить его сам. Больше всего могут травмировать друг друга группы очень близкие по укладу, по стилю, но всё же являющиеся разными. На них не срабатывает внутренний сторожок "это другие", и мелкие разницы режут нещадно, неожиданно, опасно. Поэтому контакт (первый, по крайней мере) следует организовать так, чтобы у групп в равной степени была возможность общаться и возможность не общаться. Им надо дать время и место подробно прочитать друг друга и провести свои внутренние футурологические проекции, иначе они будут воспринимать другую группу как "опасного чужого" и замкнутся, выполняя самосохранение. Так далеко не всегда, в большинстве контактов группы прекрасно сходятся, но бывает и травматическая ситуация, её обязательно нужно избежать.
   В зависимости от стилистики и особенностей идущих на контакт групп, следует выбрать такой способ первого общения, в котором каждая группа изначально защищена от травмы.
   Такая травма не является результатом взаимной или односторонней агрессии, она может оказаться глубже и страшнее, может разрушить группу уже потому, что в другой группе что-то устроено лучше, что-то важное достигается легче, а что-то выглядит или представляется привлекательнее, чем в своей. Как максимальный из быстрых вариантов, мы увидим поглощение одной группы другой группой и переориентацию на систему ценностей более сильной и привлекательной группы.
   Системные ребята в Тропе знали про такую опасность и мудро обходили ее во всём, отдавая все инициативы контакта другой группе. Если мы с руководителем другой группы сомневались хоть немного в не травматичности встречи наших групп, то делали ровно то, что я уже описывал как "буферную группу" – несколько человек из одной группы и несколько из другой вместе с руководителями могли, например, отправиться в цирк или в гости, всегда – туда, где главное действо происходило за пределами обеих групп и отдать контакт между нашими ребятами матушке Природе, ничего не диктуя, не указывая и не предопределяя. Такая "лабораторная проба", как правило, имела очень внятные и однозначные результаты, по ним и планировались дальнейшие контакты, а информация в группе о другой группе диффузно распространялась и выстраивала векторы будущей встречи "в самой гуще народных масс". Дальше – решение текущих этических и организационных задач, которые вместе с ребятами решаются легко. Встретившись после "буферной встречи" своих представителей, когда группы обменялись знаками, они уже знают друг друга, руководителям (навигаторам) остается удерживать на нуле стрелку весов, на которых обе группы находятся: даже самые разные группы при контакте должны быть очень равноправны, но возможности – равны, не хуже, но и не лучше друг друга.
   Многое зависит и от контакта навигаторов групп, от их взаимоположения и взаиморасположения, от стилистики их общения, и дальше сам составишь список, у меня мало времени. Перед вами будут несметные количества коллизий, версий и вариантов, и от вашего совместного пилотирования контакта очень зависит его качество.
   "Что у вас есть такого замечательного и интересного, что мы могли бы применить у себя", – нормальная подоплёка такой встречи, но конкретный ее результат всегда непредсказуем. В двух полярных результатах будь готов остаться без группы и будь готов, что в твою группу привалит куча народа из другой, а то и вся она целиком – так тоже бывало. Долгоживущие детские группы, которым больше 3,5-4 лет, однако, так не разваливаются и не перетекают, но могут обрести взаимную неприязнь, как, например, Тропа и лишинский "Дозор".
   Во всём этом контексте, наверное, понятно, что такое был Союз Отрядов, его слеты, его ма́стерская, чуткая и непреложная сохранность живущих групп. Взаимосохранность.
   О чем тебе еще рассказать, Навигатор "в коротких штанишках"?

   Стихийные детские группировки, как правило, враждуют между собой и нечасто заключают союзы и еще реже вступают в коалиции. Самоорганизованные (организованные) сообщества критически относятся к животной потребности присвоения территорий и ресурсов – таких групп настолько мало, что всего хватает всем. Но остерегись зажигать два отдельных костра в совместном походе – каждый окажется в хрестоматийной ситуации "между двух огней", но сумятица и раздор при контакте групп не нужны. В то же время тот, кто владеет очагом, – владеет всем, вот и попробуй теоретически-прогностически прямо тут решить эту задачу, пока она не подоспела в реальности. Не так уж много у нее решений, некоторые из них парадоксальны и скрыты под привычными алгоритмами решений, как за деревьями лес. Введя в контакт соревновательные, например, моменты, вы проиграете контакт целиком и полностью, причем – надолго или навсегда, и приобретете соперника, противника, спарринг-партнера, но не коллективного друга.
   Устроив в своей группе обсуждение другой группы после контакта с ней, ты узнаешь много нового о своей группе. Я не загружаю этот кусок текста примерами – их великое множество, больших и малых, но ни один из них не повторится. Давай сам. Почитай, например, химию на тему соединения веществ и растворов или физику в любом ее разделе и отложи полученные знания на момент организации контакта групп. Как так Земля чует Луну издали, что притягивает её? Отчего зависит скорость окислительных процессов и что они являют собой в группе? Перед тобой целый мир, чтобы с его помощью познавать свою группу и себя в ней.
   В Тропе, например, нет лидеров. Есть ребята или взрослые, которые берутся разруливать какую-то конкретную ситуацию, но вне ее – мы все рядовые. Как воспримет твоя группа авторитарное устройство другой? Сожалеет ли о тотальном лидерстве как о недоразумении?
   Контакты с другими группами совершенно необходимы. Жаль, что этих "других групп" так мало. Часто ли другая планетная система возле другого Солнца перетаскивает к себе планеты иных систем?
   А вот трава, зеленый луг, часть большого биоценоза. А какая группа в каком своём биоценозе живет? А твоя? А ты с группой?

   Пожалуй, я буду дальше писать Заметки тебе, а не каким-то абстрактным "вам". Мне понравилось как ты слушаешь.

   И что мы делаем теперь с одним костром на две группы? Или уже с двумя? Или вы с другом-навигатором зажгли третий от этих двух? Каков третьего костра кодекс? Кто придет к нему? А в чём философский смысл явления гравитации? Скажи его себе и повтори, чтобы лучше запомнить, как учил Маленький Принц. О ком грустит этот Лис, что сидит в сторонке? Почему кислород O2, а озон O3? Etc. С Любовью в периоде. Мозги запускай сердцем, не проиграешь. Вот, мозги точно знают, что я тебя придумал, а сердце точно знает, что ты есть. Не шляйся с мокрыми ногами, суши стельки, а то надеру уши, чтобы не болело горло.

   Людей на Земле много, и каждый полон значения. Ты тоже будь полон значения – так, чтобы его можно было раздавать и расплёскивать всем желающим не заботясь об ущербе. Сегодня 1 января 2018 года, и это мое тебе новогоднее пожелание. Не знать своего дара и не знать себе ущерба – что еще есть прекраснее зимой на Новый год?

   Может, Берг был не с Мишкой подмышкой, а сам был под Мишкой? Не знаю. Они попеременно прекрасно друг друга дополняли, ничего друг у друга не вычитая. Я благодарен им за "Технологию группы". Они оптимально вычитывали друг у друга самые оптимальные варианты схем – оба классные электронщики с уклоном в кибернетику. И ты тоже вычитывай всё у всех. Ничего не вычитая.

   Ещё не помышляя о своих "Фонарщиках", в 60-х годах Владимир Ланцберг сделал огромный, неоценимый и неоценённый до сих пор подарок всем "группам с человеческим лицом", у которых уже был Родник и Костёр, но не было Слова. Катушку с его песнями уже крутили вожатые в "Орленке", оттуда песня "А зря никто не верил в чудеса" полыхнула по стране – по всем отрядам, форпостам, лагерям – выстраивая мечту, программу жизни, отношение к людям. Слегка переиначив слова первой строчки и "демократизировав" мелодию, песню понесли в "списках", заветных тетрадках и акустических подобиях по всем городам и весям, это был проникающий волновой сигнал о том, что мечту можно и нужно делать своими руками, а не "надейся и жди". Песня "Ребята, надо верить в чудеса" надолго стала гимном и созданных, и самосозданных отрядов-детских сообществ, выразив общежелаемый стиль Детства и Юности, собрав и обозначив позитивный заряд общества в каждом его единственном детском сердце. В этой песне любой всехный хор солировал как единое существо. Такого единения, единства личного и общего я не знаю ни в какой другой песне.
   Тропа тогда зацепилась за другие песни с той же небольшой катушки Неизвестного Саратовского автора:
   "Чувствую, ребята, что табак мои дела.
     Вы, родные, обо мне не плачьте.
     Просто тут трапеция прогнившая была,
     – Я теперь штаны сушу на мачте".

   "…точка-привал,
     Потом опять тире – переход".
   "Тридцать третий румб".
   "Пролетело лето", или промелькнуло, я забыл.
   и другие. Мы не чувствовали себя коммунарами и, скорее всего, ими не были. Коммунары собирались в небе и тянули свои воздушные корни к земле, Тропа родилась в земле и тянулась своими ростками к небу. Наши с коммунарами пути пролегали в том же пространстве, но были разнонаправленными.
   Ты не сможешь заставить детей от души петь песни композитора Ю. Чичкова на стихи поэта К. Ибряева, твоя задача притаскивать группе песни, а что ей петь – она отберет сама. Знаки высокой любви, высокого порыва и высокой цели группа прочтет безошибочно, если это настоящая группа. Скажи мне что ты поёшь, и я скажу какой ты. Или ничего не говори – просто пой. Песни – неоценимые опознавательные знаки людей и групп. Они же – прекрасная терапия людей и групп. Они помогают не только выразить себя, но и себя обрести. Песня часто сама выбирает какой "чакрой" ее слушать, чтобы слышать, а если не находит опоры в человеке, то формирует её.

   Возьми гитару, дружок. Знак Прощания Тропы и "Каравеллы" (песня "Синий Краб") оказался сильнее знака встречи (песня "Это было сначала сном"), но мы должны были встретиться, и это произошло, Знак встречи остался, и мы на нем все вместе – Крапивин ("Каравелла", стихи), я ("Тропа", музыка) и Ланцберг ("Фонарщики", исполнение). Никто ничего отменить уже не может, только умолчать или забыть. 1971.

   Еще одну встречу я жду с нетерпением сердца – встречу песен Ланцберга с думающими ребятами из новых поколений. Она обязательно произойдет, им не стоит быть друг без друга. Открыв в себе Ланцберга, они откроют себе и себя. Да, Володя был покорителем педагогических вершин, но и по песенным своим вершинам он шел траверсом – не теряя высоты. Он оставил нам эти вершины, проложив к ним пути. Сокровища его песен не должны лежать под семью замками в дальней пещере – они нужны людям ежедневно.

   В семидесятых Володя приехал прямо в ДПШ на плановое еженедельное занятие Тропы. После этого Тропа лишилась двух своих членов, выставив их из группы навсегда "за отношение к песне". Я тогда бузил, протестовал, размахивал своим правом "вето", но сделать ничего не смог. Сейчас я понимаю, насколько правой была тогда Тропа. Высота создания песни и высота ее слушания должны быть сопоставимы. Так же и с детьми. Высота их создания нам представима, не надо терять ее при последующем отношении.
   Группе – проще, ареал ее жизни – вершины, недоступные отдельному человеку, по ним группа измеряет себя. Если группа – существо, а не арифметическая сумма существ, ты будешь воспитывать именно это существо, а не (только) отдельных людей. При достижении вершины вместо стремления к ней приходит желание не терять высоту. Здесь и потребуется твоя помощь в её полной мере.

(2017-2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Комментарии