Опубликовано в ЖЖ 25 августа 2018 года



   1. А что начальник тебе за это сделает?
   2. А что начальник нам про это скажет?
   3. А что он об этом подумает?
   Три ступени выбора реакции на реакцию "начальника" по поводу твоих инициатив. Выбор одной из них как оптимальной подсказывает нам устройство группы у этого начальника.
   Посмотрим на три варианта устройства группы.
   1. Авторитарное. Это та же самая "педагогика требования", отвергнутая обществом как непродуктивная и бесчеловечная в середине XX века. И это та же "вертикаль власти", которая с воодушевлением реставрируется в России в начале века XXI. "Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит", – сказал Владимир Высоцкий об этом же.
   Задача общества – сформулировать, ЧТО оно хочет. Задача власти – придумать, КАК это можно сделать. При "авторитарке" власть диктует, ЧТО должно хотеть и делать общество.
   То же касается и группы, она – общество. Никто ничего не решает, но все делают как продиктовано.
   2. Демократическое. Решения принимает большинство, оно вместо "начальника". Основной инструмент принятия решений – голосование, чистая арифметика, интеллектуальной составляющей тут нет, если говорить о механизме принятия решений.
   На Тропе верхней ступенью развития "демократического общества" был переходный этап, когда голосование становилось двойным, двухходовым. Сначала голосовали друг за друга на тему "кому бы ты предоставил право принимать решения".
   Потом – второй ход голосования, уже по конкретному вопросу, но тот, кто получал на первом ходе 10 голосов, обладает на втором 10-ю голосами, отдавая свой один. Кто получил 5 или 3 получит в зачет за свой голос 5 или 3. Кто получил ноль на первом ходе – отдаст только один свой голос, его и получит при подсчёте.
   Результаты бывали неожиданные, но всегда оказывалось, что они очень точны, группа переходила через такой ход к более высокому варианту устройства, которое назовем условно Интеллектуальное. Большинства и меньшинства нет, один может быть прав, а все могут ошибаться. Есть большое поле для диалогов, дискуссий, совместного поиска решений. Говори, аргументируй, убеждай, – ты, как и другие, свободен и ответственен. Диалоги, трилоги, мультлоги, – сколько угодно, но группа не примет решения, пока не будет вся убеждена в его качестве, пока не сложится консолидированное мнение.
   Конечно, для срочных, экстренных ситуаций такая система не годится, но для выработки стратегии и тактики – запросто. В срочных ситуациях группа (на время их решения) вмиг становится авторитарной. "Слушаем сюда, – говорил я в таких случаях. – Брёвна по желобу отвалить и пасовать, окопки углубить, крыши (палаток) по коньку держать двойной тягой, идет шквал!"
   Шквал проходил, и группа возвращалась к диалогам, трилогам и многологам. Разные мнения у разных людей не вызывали конфронтации, наоборот, чтобы убедить, надо подружиться, в противостоянии никого ни в чем не убедишь, это будет бесплодный спор, а не диалог.
   Не знаю, есть ли в этом что-то новое или это та же аристократия в иной форме, но "интеллектуальное" устройство нам вполне подходило – оно было куском интересной и яркой жизни, а не забавной аппликацией на бледно-сером существовании.
   Лица, лица, надо видеть их лица, когда они убеждают друг друга, на ходу формулируя сложнейшие проблемы. Эти лица прекрасны. Это человеческие лица. Я люблю их. В порыве улучшения мира из ниоткуда приходят аргументы и формулы, уста младенцев раскрывают вдруг неизмеримые глубины человеческого ума и сообразности его высшим достижениям совести, нравственности и экологической целесообразности.

   Выше, наверное, какая-нибудь "спиритократия" – духовное устройство общества, но до нее мы всем скопом не добирались, только мелкими фракциями, и в отдельные периоды. В эти периоды и пришло понимание, что высшее знание – это чувство. Поэтому остановимся пока на интеллектуальном устройстве как на высшей обозначенной ступени развития группы или общества.

(2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Комментарии